"Пробуждение Айкидо" из моей книги "Стихи-Я Айкидо" - Мухин Алексей


Прошу Вас не принимать на веру, то, что Вы сейчас прочитаете ниже. Это - личный опыт автора, у Вас будет свой опыт, у Вас будет свой путь Айкидо и пройти его Вы должны сами. Пробуждение Айкидо в Вас - один из самых загадочных и волнительных моментов в практике.

Собственно, Вы и начинаете практиковать Айкидо только после того, как почувствовали в себе его пробуждение. Это ощущение сравнимо с рождением ребенка. Как и ребенок, Айкидо растет и крепнет в Вас, Вы чувствуете его шевеления, дыхание. Оно Вас заботит и заставляет любить - в этом, как говорят некоторые, и есть смысл Айкидо.
Любовь воина - не христианское всепрощение, не подставление щек в ответ на удары. Любовь воина - это самое мужское проявление чувств, это - ощущение справедливости и мощи.
Вы с удивлением обнаруживаете, что ветер, шевелящий листья на дереве, под которым Вы стоите и есть Ваше дыхание, Вы едины с ним. Более того, Ваше дыхание это - дыхание ветра в Вашей груди.
Трудно принять мысль о том, что то, к чему Вы стремитесь, занимаясь единоборствами - не умение сломать ударившую Вас руку, а понимание того, кто и зачем Вас хочет ударить. Все в Вас противится тому, что надо любить своего противника, Вы ненавидите его - он причина Вашего унижения. Однако именно в этом - залог его победы. Вы злитесь, а значит - конфликтуете с собой, Вы конфликтуете с собой, а значит - мешаете своему будо выиграть бой - Вы боретесь сразу с двумя, с собой и с ним... Считайте, что он уже победил Вас.

В 1998 году в Москву приехал человек, с которым я повстречался еще в 1994 году, на севере Италии, в Турине. Он проводил там семинар по Айкидо, а я пытался освоить азы этого единоборства по приглашению одного из итальянских друзей. Имя мастера, проводившего семинар - Ален Тендрон. Он поразил меня техникой, которую было трудно забыть.
В то время в России Айкидо практиковали мало, инструкторы были наперечет. То, что мы, русские называли Айкидо, для итальянских и французских мастеров таковым не являлось.
Больше всего нас задела фраза итальянского мастера, у которого мы тренировались - «то, чем Вы занимаетесь, это - не Айкидо». Тогда была обида, теперь - я понимаю, что он был прав.
То, чем мы занимались к 1998 году также мало походило на Айкидо. Дело конечно, не в форме - технический аспект изучался досконально. Зачем все это делается, я не понимал.
В 1998 году в нашем Додзе вновь появился человек, который сумел объяснить зачем, почему именно так и к чему все это приводит. Этим человеком вновь оказался Ален Тендрон. Его Айкидо было другим, нежели я видел на семинарах мастеров. Это было как раз то, чего я ждал… Но сначала было необходимо пройти целый ряд испытаний.
Расслабление и дыхание. Жесткие техники логично встречают жесткое противодействие. Это – естественно. Это – то, от чего следовало избавиться, так как сопротивление отбирало все силы и я не мог сосредоточиться и понять, чего хочет тори, почему он двигается именно так и как максимально эффективно защитить себя от контратаки.
Секрет крылся в расслаблении. Мастер много раз повторял «расслабьтесь», «расслабьтесь»… Наконец, начало получаться практически невозможное – когда тебя хватают или бьют, ты автоматически сжимаешься или «каменеешь» – надо действительно расслабиться. Только тогда понимаешь, что можешь адекватно реагировать на атаку.
Ощущение партнера. В результате, удалось достичь того, что я начал «чувствовать» партнера. Ощущение партнера приводит к тому, что постепенно «сливаешься» с ним и, в конце концов, контролируешь его.
Контроль. Это – ощущение. Контролировать – не значит насильно заставлять напавшего сделать, что нужно Вам, вынудив против его воли. Контролировать – значит не дать напавшему шанса выполнить его неблагодарную задачу, осуществив агрессию по отношению к Вам. Лучше всего чувствуешь контроль во время исполнения упражнения «авасэ».
Дистанция. Во время выполнения контроля важно чувствовать свое место рядом с напавшим. Если Вы отпустите его слишком далеко, он выйдет из-под Вашего контроля и снова нападет на Вас. Если Вы будете находиться слишком близко, Вы не сможете пошевелиться, так как сами почувствуете скованность. Так что, держать правильную дистанцию, не уходя далеко и не приближаясь близко – важное умение во время выполнения приема. Или в жизни вообще.
Любовь к противнику. Сохранив дистанцию и контролируя Вашего партнера, ощутив его агрессию уже вне Вас, Вы вдруг понимаете, что он не представляет опасности, он просто заблуждающийся человек, который нуждается в Вас, как в опоре…

Важно понимать, что результат достигается не сразу. Если очень хотеть, чтобы дерево выросло – не надо пытаться вытащить его из земли, оно умрет. Надо всего лишь подождать, пока оно само вырастет.





"Кейко". Из моей книги "Янус в Зеркальной комнате" -  Мухин Алексей


Мой старый Учитель говорил: нельзя вытянуть растение из земли
– нужно подождать, пока оно само вырастет и даст плоды. Сегодняшний вечер Лега был посвящен Айкидо. Он ждал кейко , как визит женщины, которую вожделел уже давно… Когда Лег еще был юн и Советская Империя и не предполагала, что она – колосс на глиняных ногах, Лег ходил заниматься в секцию самбо .

Затем было карате , он занимался сам, по книгам.
В армии у него были друзья, которые на гражданке практиковали разные стили и каждый считал своим долгом отдать частичку своего Будо … Занимались с остервенением, так, что затем очень долго лечили покалеченные руки и ноги.
Вернувшись из перешедшего в легенду СССР в полуразрушенную Россию, Лег встретил Айкидо и влюбился в него, как в девушку весной.
Учителя у Лега были разные и он вспоминал их с теплотой: каждый нес в этот мир свою зажженную свечу.

Физическая сила нуждается в том, чтобы ее правильно направили:
Воин всегда рано или поздно встречается с монахом -
Миямото Мусаси встретился с Такуаном Сохо.
Так началось Будо.

Из бесед с друзьями

Айкидо похоже на игру в шахматы: бросаться фигурами глупо – надо выигрывать позиционно. Поэтому одно из основных понятий Айкидо – «ханми» : особенное положение тела в любой момент времени.

С помощью специальных упражнений и практики взаимодействия с айте
практикующий Айкидо может достичь максимально «чистого» понимания того, что происходит с ним в любое время и научиться управлять этим пониманием, используя его для тотального контроля не только над агрессией айте, но и над всей ситуацией в целом, даже предупреждая намерение атаковать.

Еще одно ключевое понятие в Айкидо – форма, «ката»: имеется в виду, конечно, форма техник.
Форма хороша и необходима на первоначальном этапе обучения, когда происходит становление Айкидо-статуса, скажем, до 2-3 Дана (в некоторых случаях – и позже).
Мастера говорят, что следует регулярно вновь и вновь возвращаться к базовым техникам - «кихон-вадза» в Айкидо: икке, никке, санке, гокке, йонке и другим – по мере углубления кейко. Чистое творчество может увести довольно далеко: вас перестанут понимать даже собственные ученики. Возвращаясь к практике «кихон-вадза», можно вновь говорить с ними на одном языке.
Формальное исполнение техник в Айкидо в сочетании с таймингом, то есть – своевременностью, правильным дыханием и дистанцией (ма-ай) позволяют не только понимать, принимать, но и конструировать (прогнозировать) ситуацию.
Конечно, это выглядит весьма впечатляюще, особенно, если мастер-исполнитель хорошо владеет техникой такого конструирования. Однако любая конструкция рано или поздно разрушается, после привнесения в нее элемента случайности или изменения ряда условий, например, характера и интенсивности атаки.
Может, именно поэтому некоторые инструкторы требуют максимально точного исполнения и повторения за ними формы: тогда у них все гарантированно получается. В результате, многие сторонние наблюдатели называют Айкидо «балетом», не имеющим с «настоящим» боевым искусством ничего общего. Они правы – чересчур формальный подход в Айкидо и есть – «балет».
Нет смысла и в полном разрушении формы, зато он есть в ее подчинении и постоянном изменении в соответствии с изменяющимися условиями: ни в коем случае нельзя становиться «джинном, рабом лампы». Джинн, пока является ее рабом - всесилен, однако, стоит утратить сосуд (выйти из формы), исчезает и власть…
Видимо, именно это имел в виду О Сенсей Морихеи Уесиба, когда в одной из своих лекций упоминал о том, что Айкидо не имеет формы.

Истинная жизнь начинается, когда исчезает форма…

Свободная интерпретация форм и техник Айкидо, «хэнка-вадза» , возможна только в том случае, когда Вы полностью контролируете собственное «Я», но и «Я» Вашего айте.

Смысл жизни – в ней самой…

Искренность является основой движения в Будо. По сути, это – энергетическое направление взаимодействия с айте в определенное русло. Искренность – залог законченности, завершенности этого взаимодействия.
Сила – конечна, она ограничивается возрастом и состоянием здоровья; она имеет «срок годности» и не дает гарантий безопасности для ее носителя.
А вот Любовь – сильное оружие, ему практически невозможно противостоять. Любовь пронизывает не только тело, но и Душу, призывает Дух – она не имеет границ и поэтому непобедима. О Сэнсей имел в виду Любовь, когда говорил о всепобеждающем Айкидо.

Во имя Любви было уничтожено гораздо больше людей,
чем во имя Силы…

Люди уважают Силу и обычно недооценивают Любовь, поэтому она – всегда доминирует. Люди восстают против Силы, но против Любви и сделать ничего не могут.
Оружием против Любви является разочарование, оно разъедает это чувство иногда очень быстро, иногда – медленно.

Внимание к мелочам часто заменяет сущее.

Один из мастеров Дзен сказал: человек состоит из вопросов, мир вокруг – из ответов. Важно уметь задавать вопросы, еще важнее - уметь услышать ответы. (Даже, если это просто – ветер за окном). Или это был – Иисус?...
Путь, по которому следует идти, чтобы услышать ответы, открыт.
Открыт в полном смысле этого слова и в его основе лежит «открытость» души, искренность в проявлении чувств, глубокие эмоциональные переживания.
Задача кейко в Айкидо - трансформация характера (причина), а не возможность научиться драться. Эта «наука» есть следствие, возможно даже - «побочный эффект».
Кейко напоминает джазовые импровизации. Старший инструктор задает «тему», а остальные импровизируют. Если кто-то решает играть свою мелодию, это сразу заметно в общем «звучании». Поэтому важно, чтобы все «играли», так сказать, на одну тему, а не собственные «партии». Поэтому важно, чтобы во время айки-тайсо все настраивались, как музыкальные инструменты в оркестре, на одну волну. Если все «настроились», то кейко становятся настоящим наслаждением и это - джаз…
Укеми необходимы. Этот факт никто не отрицает, однако должного внимания этому процессу, как правило, не уделяется.
Уке нападает на тори . Тори, воспринимая атаку – возвращает ее уке. Уке необходимо делать укеми (правильное падение), иначе возвращенная атака будет причиной его внутреннего угнетенного состояния (усталости). Эта усталость накапливается к концу кейко и уке изнемогает под ее тяжестью. Значит, уке недостаточно тщательно и осознанно выполняли свое укеми.
Опустошайте себя, делайте себя «пустыми»: энергия уке должна проходить сквозь Ваше тело также свободно, как проходит вода по пустому садовому шлангу – и возвращаться к нападающему.
Вдох – предельная концентрация, уплотнение…
Выдох – способность и возможность реализации, продвижение вперед…
Истинный ученик исправляет свою технику и изменяет свой внутренний мир, когда сенсэй подходит к нему во время кейко. Подходит и, молча, смотрит… И вдруг ученик понимает, что с этого момента его техника в очередной раз изменилась.
Формальная демонстрация особенностей техник или исправление положения тела, позиции – малоэффективна. Дело в том, что она лишь показывает формулу движения на данный момент времени при определенном положение тел в пространстве. Вероятность повторения такой комбинации в другой момент времени – минимальна. Поэтому формальные объяснения, скорее, вредят, чем приносят пользу, так как создают ученика опасную иллюзию, что он «знает – как надо» и может то применить в любое время.

Иногда лучше притвориться, что ты умер,
чем умереть на самом деле.

Пустой дом…
Уке входит в него с целью что-то взять, но ничего не должен найти и, не найдя, выходит в заднюю дверь или – возвращается через парадный вход.
Укеми!..

Уфф! 21.00 – занятие завершено, а кейко не заканчивается никогда. Именно в этом его смысл – оно длится, пока дышишь…
Лег зашел в душ в новом додзе. Это додзе было приспособлено только для Айкидо. От этого менялся смысл существования самого здания. Оно приобретало особенную энергетику, влияющую на кейко.
Предстоял путь домой по вечерней Москве. Иногда Лег делал лишний круг по Садовому, чтобы насладиться вечерними огнями своего любимого города…






seminar march.jpg